Описание образовательных программ
Категории обучающихся |
Компетенция | ||
1. Программа повышения квалификации руководителей и работников ГО, органов управления ТП РСЧС и отдельных категорий лиц, осуществляющих подготовку по программам обучения в области ГО и защиты от ЧС | |||
- Руководители ОМСУ (32 час) -Руководители организаций. (36 час)
|
Знать: требования нормативных правовых актов по организации и проведению мероприятий ГО, мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС; приоритетные направления государственной политики в области ГО и ЗНТЧС, основные мероприятия по их реализации; основы организации ГО и ЗНТЧС; возможный состав, задачи и порядок применения органов управления, сил ГО и РСЧС соответствующего уровня, а также мероприятия по обеспечению их постоянной готовности; структуру, порядок разработки и корректировки планирующих и отчетных документов по ГО и защите от ЧС; принципы построения и функционирования систем оповещения населения об опасностях, возникающих при ЧС и военных конфликтах; объемы и порядок создания в целях выполнения мероприятий ГО и для ликвидации ЧС запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и финансовых средств, а также их пополнения; порядок действий при выполнении мероприятий по приведению в готовность ГО, ведению ГО, а также режимах функционирования РСЧС; организацию проведения АСДНР; другие вопросы; уметь: анализировать, оценивать обстановку, принимать решения и ставить задачи в области ГО и ЗНТЧС подчиненным; организовывать проведение АСДНР, осуществлять управление подчиненными силами и средствами при выполнении мероприятий в области ГО и ЗНТЧС; организовывать разработку Плана приведения в готовность ГО, Плана ГО (Плана ГО и защиты населения), а также Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС; | ||
-Должностные лица и специалисты органов управления ГО и РСЧС. (72 час) |
знать: требования нормативных правовых документов по организации и проведению мероприятий ГО, мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, обеспечению безопасности людей на водных объектах; структуру и задачи ГО, подсистемы РСЧС, методику разработки и планирования мероприятий ГО, мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС; состав, задачи, возможности и порядок применения сил ГО и РСЧС Забайкальского края, а также мероприятия по обеспечению их постоянной готовности; экологическую, природную и техногенную обстановку на территории Забайкальского края; порядок создания запасов (резервов) финансовых, материально- технических, продовольственных, медицинских и иных средств, их объемы, условия содержания и пополнения; организацию взаимодействия между органами управления и силами ГО и РСЧС; организацию проведения при ликвидации ЧС мирного и военного времени; порядок действий при различных степенях готовности ГО и режимах функционирования РСЧС; организацию обучения населения в области ГО и защиты от ЧС; организацию, формы и методы пропаганды знаний в области безопасности жизнедеятельности среди населения; уметь: разрабатывать планирующие документы в области ГО и защиты от ЧС; анализировать, оценивать обстановку и готовить предложения в области ГО и защиты от ЧС в соответствии с занимаемой должностью; организовывать деятельность подведомственных структурных подразделений органов управления и сил ГО и РСЧС при возникновении ЧС; организовывать проведение АСДНР, осуществлять управление подчиненными силами и средствами при выполнении работ; | ||
|
организовывать и обеспечивать выполнение мер пожарной безопасности; организовывать и контролировать деятельность по безопасной эксплуатации опасных производственных систем и объектов; организовывать и проводить подготовку подчиненных органов управления, должностных лиц, сил ГО и РСЧС, а также обучения населения в области ГО и защиты от ЧС; организовывать обобщение и распространение передового опыта по предупреждению ЧС и защите населения от опасностей, возникающих при ЧС и военных действиях; осуществлять меры по выполнению заданий мобилизационного плана в области ГО; | ||
- Председатели комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (16 час) |
знать: требования нормативных правовых документов по организации и проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, обеспечению пожарной безопасности; порядок разработки планирующих и отчетных документов по защите от ЧС, а также содержание плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС; состав, задачи, возможности и порядок применения сил и средств соответствующего звена ТП РСЧС, а также мероприятия по обеспечению их постоянной готовности; алгоритм работы КЧС и ОПБ при угрозе и возникновении ЧС; уметь: организовывать и руководить деятельностью КЧС и ОПБ в повседневной деятельности, при угрозе и возникновении ЧС, а также при их ликвидации; анализировать и оценивать обстановку при функционировании органов управления ТП РСЧС в режимах «повышенной готовности» и «чрезвычайной ситуации»; координировать деятельность органов управления и сил соответствующего звена территориальной подсистемы РСЧС в интересах решения задач по защите населения и территорий от ЧС; организовывать проведение АСДНР, управлять подчиненными силами и средствами при ликвидации последствий ЧС; | ||
- Члены эвакуационных органов (36 час) |
знать: требования нормативных правовых документов по организации и проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей; порядок и организацию проведения мероприятий по эвакуации соответствующего уровня; задачи, стоящие перед соответствующим эвакуационным органом, и порядок их выполнения; уметь: анализировать, оценивать обстановку, готовить предложения и принимать решения по вопросам эвакуации; организовывать разработку планирующих и отчетных документов по организации и проведению эвакуации; руководить действиями соответствующего эвакуационного органа при подготовке и в ходе выполнения эвакуационных мероприятий. | ||
- Члены комиссий ПУФ (36 час) |
знать: требования нормативных правовых документов по организации и проведению мероприятий по ПУФ; методики оценки устойчивости функционирования организаций при возникновении опасностей различного характера; методы и способы повышения устойчивости функционирования организаций при опасностях различного характера; уметь: анализировать, оценивать обстановку и готовить предложения по вопросам ПУФ организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях; организовывать разработку планирующих и отчетных документов по ПУФ; организовывать и обеспечивать выполнение мероприятий по ПУФ в мирное время и при возникновении опасностей, присущих военным конфликтам и ЧС; | ||
- Руководители НФГО, НАСФ, спасательных служб (48 час) |
знать: требования нормативных правовых документов по созданию и поддержанию в готовности формирований и служб; состояние подчиненных формирований и служб и их возможности по выполнению задач в области защиты населения, материальных и культурных ценностей; порядок действий подчиненных формирований и служб при различных степенях готовности ГО и режимах функционирования ТП РСЧС, а также в ходе выполнения задач; порядок организации взаимодействия и обеспечения формирований и служб при выполнении ими задач; уметь: анализировать, оценивать обстановку и принимать решения на выполнение поставленных задач подчиненными; организовывать выполнение задач подчиненными формированиями и службами, а также всестороннее их обеспечение; осуществлять организацию и соблюдение мер безопасности при выполнении задач подчиненными формированиями и службами; проводить подготовку и осуществлять поддержание в постоянной готовности подчиненных формирований и служб;
| ||
-
Инструкторы ГО, консультанты УКП (40 час) - Преподаватели ОБЖ (64 час) |
знать: требования нормативных правовых документов по организации и проведению мероприятий ГО, мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС; структуру ГО и РСЧС; порядок планирования мероприятий ГО, мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС; организацию подготовки и проведения учений и тренировок по ГО и защите от ЧС; правила эксплуатации технических средств обучения; виды ЧС, причины их возникновения, основные характеристики, возможные последствия; способы защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС; локальные нормативные акты, регламентирующие организацию и осуществление обучения в области ГО и защиты от ЧС; организацию, формы и методы пропаганды знаний в области безопасности жизнедеятельности среди населения; уметь: организовывать и проводить занятия и инструктажи, а также мероприятия, предусмотренные планом работы УКП ГОЧС; использовать имеющуюся учебно-материальную базу для качественного и эффективного проведения занятий; пользоваться современной аудио-, видео-, проекционной аппаратурой в интересах качественного проведения занятий и инструктажа; разрабатывать и оформлять наглядные материалы для проведения занятий; оказывать первую помощь | ||
3. Программа обучения пожарной безопасности руководителей и работников | |||
-Руководители организаций, лица, назначенные руководителем организации ответственными за обеспечение пожарной безопасности
(26 часов); - Руководители организаций, лица, назначенные руководителем организации ответственными за обеспечение пожарной безопасности медицинских организаций
(26 часов); -Руководители организаций, лица, назначенные руководителем организации ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объектах защиты, в которых могут одновременно находиться 50 и более человек (общественные здания)(25 часов); |
Знать: - первичные средства пожаротушения в зданиях, сооружениях и строениях - способы защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара - пути эвакуации людей при пожаре - системы коллективной защиты и средства индивидуальной защиты людей от опасных факторов пожара Уметь: - пользоваться первичными средствами пожаротушения; - действовать при возникновении пожара; - оказывать помощь пострадавшим. | ||
4.Программа первоначальной подготовки спасателей (114/146 часов) | |||
Медицинская подготовка - знать содержание и объем первой медицинской помощи пострадавшим в различных чрезвычайных ситуациях, порядок выноса, транспортировки пострадавших из очага поражения, их погрузки на транспорт, правила личной и общественной гигиены; - уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим в различных чрезвычайных ситуациях, сформировать у обучаемых психологическую устойчивость к стрессовому воздействию факторов различных чрезвычайных ситуаций (ЧС). Противопожарная подготовка знать: - общие обязанности спасателей при выполнении боевой задачи на пожаре; - общие сведения о процессе горения, пожаре и его развитии; - общие сведения об основных огнетушащих веществах; - общие сведения о пожарно-техническом оборудовании; - меры безопасности при спасении людей, эвакуации имущества и выполнении специальных работ на пожаре; уметь правильно действовать при обнаружении пожара, применять средства пожаротушения, умело использовать ручной механизированный и немеханизированный инструмент при ведении спасательных работ. Психологическая подготовка
- знать психологические требования к профессии спасателя, свои индивидуальные особенности, особенности психологического воздействия обстановки при чрезвычайных ситуациях, методы и приемы управления собственным состоянием; - уметь учитывать свои индивидуальные психологические особенности при ведении спасательных работ и к орректировать их, психологические особенности поведения населения в чрезвычайных ситуациях; - применять на практике знания и умения в поддержании психологической готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях, контролировать свое психическое состояние, применять приемы управления им, развивать способности к быстрой внутренней мобилизации при действиях в условиях риска для жизни, поддержанию эффективного внутригруппового взаимодействия. Специальная (техническая) подготовка - знать назначение, технические характеристики штатных технических средств и оборудования, применяемых при ведении ПСР, правила х хранения и сбережения; - уметь готовить штатные технические средства и оборудование к работе, правильно их эксплуатировать; - быть ознакомленными с приборами наблюдения, поиска пострадавших, разведки. Радиационная, химическая, биологическая защита Задачи обучения: Ознакомиться с основными аварийно химически опасными веществами, их свойствами, поражающими факторами и способами защиты от них Научится пользоваться средствами индивидуальной защиты, действовать в условиях заражения воздуха и местности. Подготовка по связи - знать табельные средства связи; - уметь самостоятельно технически грамотно эксплуатировать табельные средства связи во всех режимах работы, обеспечивать устойчивую связь в различной обстановке, проводить техническое обслуживание средств связи; - ознакомиться со средствами радиосвязи Тактико-специальная подготовка - знать обязанности, права и правовую ответственность спасателя, основные положения законодательства по вопросам организации ПСР, нормативно-технические и правовые документы, регламентирующие деятельность ПСР, характеристику стихийных бедствий, аварий, катастроф, их последствия, требования безопасности при ПСР, потенциально возможные ЧС в зоне ответственности, назначение, цели и возможности ПСФ; - уметь вести ПСР при ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, выполнять страховку и самостраховку, владеть приемами выживания и поддержания жизнедеятельности, проводить разведку района ЧС, переносить большие физические и морально-психологические нагрузки, вести работы по спасению домашних и сельскохозяйственных животных, продовольствия, материальных ценностей | |||
5. Программа обучения операторского персонала системы обеспечения вызова | |||
знать: - Нормативные правовые акты, в том числе органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, регулирующие создание и развитие системы-112 в Российской Федерации, а также деятельность сотрудников дежурнодиспетчерских служб экстренных оперативных, аварийных служб; сотрудников единых дежурно-диспетчерских служб; - Формализованные классификаторы, применяемые в рамках приема и обработки экстренных вызовов в ЦОВ системы-112; - Административно-территориальное деление и транспортную инфраструктуру субъекта Российской Федерации; - Назначение, структуру, функциональную и территориальную ответственность подразделений экстренных оперативных и аварийных служб, их возможностей и имеющихся ограничений по реагированию; - Особенности информационного взаимодействия со службами при обработке комплексных происшествий; - Основные сведения о транспортной инфраструктуре в зоне обслуживания ЦОВ системы-112; - Основные географические и топонимические названия в зоне обслуживания ЦОВ системы-112; - Характеристику возможных чрезвычайных ситуаций в субъекте Российской Федерации; - Правила опроса заявителей в зависимости от категории (типа) вызова (сообщения о происшествии) с целью определения повода обращения, уточнения признаков происшествия и принятия решения о необходимости привлечения экстренных оперативных и/или аварийных служб; - Основные психологические состояния пострадавших и потерпевших, психологические особенности поведения населения при чрезвычайных ситуациях; - Правила русской письменной и устной речи; - Правила электробезопасности при использовании средств телекоммуникации, применяемых для приема экстренных вызовов; - Состав и технические характеристики оборудования, применяемого в ЦОВ. Уметь: - Определять перечень и степень угроз жизни, здоровью и имуществу граждан и общественному порядку на основании информации, полученной от заявителя; - Определять перечень служб и специалистов, необходимых на месте происшествия; - обрабатывать входящую информацию в соответствии с принятыми в системе -112 стандартами, правилами и процедурами; - Кратко и понятно формулировать вопросы для получения информации, находить понятные заявителю формулировки; - Определять адрес места происшествия со слов заявителя с использованием систем позиционирования или без них, электронных и печатных карт, по ориентирам, объектам и другим признакам; - Оценивать и учитывать психологическое состояние заявителя, корректно противостоять психологическому давлению с его стороны; - Общаться с использованием норм речевого этикета, правил ведения телефонных переговоров по номеру «112», правил бесконфликтного общения, получая необходимую информацию за минимальное время; - Использовать невербальные атрибуты речи: интонацию, темп, силу голоса; - Оказывать справочно-консультативную поддержку заявителю по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности; - Доводить до абонента необходимые рекомендации по его действиям до прибытия экстренных служб; - Использовать аппаратно-программные средства, применяемые для приема вызовов (сообщений о происшествиях), в том числе в нештатном режиме; - Управлять вызовом с использованием функциональных возможностей телефонии; - Идентифицировать иностранный язык, на котором обращается заявитель. Иметь навыки: - Определять навыки ЭОС, АВС, ЕДДС, подлежащих оповещению в связи с происшествием; - Передавать сообщения в ЭОС, АВС, ЕДДС в соответствии с их территориальной и функциональной принадлежностью с помощью аппаратно- программных средств; - Информировать руководство дежурной смены ЦОВ системы-112 о поступлении вызова, требующего комплексного оповещения и привлечения к реагированию ЭОС, АВС и ЕДДС, для принятия решений по координации их оперативного взаимодействия; - Координировать действия специалистов ЭОС, АВС, ЕДДС, привлеченных к реагированию на происшествие; - Передавать данные о происшествии с признаком ЧС в ЦУКС, ЕДДС, ЭОС и АВС в соответствии с соглашениями и регламентам информационного взаимодействия структур; - Использовать все средства регистрации информации, связи и информационного обеспечения, как в штатном, так и в нештатном режимах; - Работать с автоматизированным рабочим местом оператора ЦОВ системы-112, заполнять унифицированную карточку информационного обмена; взаимодействовать с диспетчерами экстренных служб реагирования на происшествия или чрезвычайные ситуации. | |||
6. Программа обучения персонала дежурно-диспетчерских служб в рамках функционирования системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112 (36 часов) | |||
знать: - законодательство, нормативно-правовые акты, в том числе органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, регулирующие создание и развитие системы-112 в Российской Федерации, а также деятельность сотрудников дежурно-диспетчерских служб, экстренных оперативных и аварийных служб; - назначение, структуру, функциональную и территориальную ответственность подразделений экстренных оперативных и аварийных служб, их возможностей и имеющихся ограничений по реагированию; - особенности информационного взаимодействия со службами при обработке комплексных происшествий; - состав и технические характеристики оборудования, применяемого в ДДС. уметь: - обрабатывать входящую информацию в соответствии с принятыми в системе-112 стандартами, правилами и процедурами; - использовать все средства регистрации информации, связи и информационного обеспечения ДДС, в том числе в нештатном режиме. иметь навыки: - работы за автоматизированным рабочим местом диспетчера ДДС, заполнения электронной карточки заявки о происшествии; взаимодействия с диспетчерами экстренных служб реагирования на происшествия и ЧС | |||
7. Программа обучения инструкторов по оказанию первой помощи (16 часов) | |||
знать: -общие положения, касающиеся первой помощи и основные понятия, ее определяющие, в том числе права и обязанности по оказанию первой помощи; -организационно-правовые аспекты оказания первой помощи; -состояния, при которых оказывается первая помощь, ее основные мероприятия; -общая последовательность действий на месте происшествия с наличием пострадавших; -внешние факторы, создающие опасности при оказании первой помощи; -способы переноски и транспортировки пострадавших; -порядок вызова скорой медицинской помощи; -признаки отсутствия сознания и дыхания, правила оказания первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения, правила проведения сердечно-легочной реанимации; -признаки острой непроходимости дыхательных путей, правила оказания первой помощи при инородных телах верхних дыхательных путей; -правила проведения обзорного осмотра и оказания первой помощи при наружных кровотечениях; -правила подробного осмотра пострадавшего на наличие травм и повреждений; -признаки ран, ушибов, растяжений, вывихов и переломов, правила оказания первой помощи при травмах различных областей тела; -правила транспортной иммобилизации; -признаки ожогов и других эффектов воздействия высоких температур, правила оказания первой помощи; -признаки отморожений и других эффектов воздействия низких температур, правила оказания первой помощи; уметь: -определять угрожающие факторы для жизни и здоровья пострадавшего; -устранять угрожающие факторы для жизни и здоровья; -прекращать действие повреждающих факторов на пострадавшего; -оценивать количество пострадавших; -применять различные способы переноски и перемещения, пострадавших одним, двумя или более участников оказания первой помощи; -вызывать скорую медицинскую помощь, другие специальные службы, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом; -использовать штатные (аптечки первой помощи) и подручные средства оказания первой помощи; -определять наличие сознания у пострадавшего; -открывать дыхательные пути запрокидыванием головы с подъемом подбородка, выдвижением нижней челюсти; -определять наличие дыхания с помощью слуха, зрения и осязания; -определять наличие кровообращения, проверять наличие пульса на магистральных артериях; -проводить искусственное дыхание "Рот ко рту", "Рот к носу", с использованием устройства для искусственного дыхания; -проводить удаление инородного тела из верхних дыхательных путей пострадавшего; -проводить обзорный осмотр пострадавшего на наличие кровотечений; -определять признаки кровопотери; -владеть приемами временной остановки наружного кровотечения: пальцевое прижатие артерии, наложение жгута или жгута-закрутки, максимальное сгибание конечности в суставе, прямое давление на рану, наложение давящей повязки; -оказывать первую помощь при ранениях различной локализации; -накладывать повязки на различные участки тела; -проводить иммобилизацию (аутоиммобилизация, с помощью подручных средств, с использованием изделий медицинского назначения); -прекращать воздействие опасных химических веществ на пострадавшего (промывание желудка путем приема воды и вызывания рвоты, удаление с поврежденной поверхности и промывание поврежденной поверхности проточной водой); -передавать пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом. | |||