Учебно-методический центр по гражданской обороне  и чрезвычайным ситуациям Забайкальского края

Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Забайкальского края

+7 3022 321810 +7 3022 321135

Наш адрес

г. Чита, ул. Богомягкова, 23,  
5 этаж

Телефон:    +7 302 2321135,

                      +7 302 2321810

E-mail: go-umc@gopb.e-zab.ru

Подробнее..

Отчет по результатам самообследования 2022

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГУ ДПО «УМЦ

ГОЧС Забайкальского края»

Е.Н. Браунер

 

                «20» января  2023 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТЧЕТ

 

по результатам самообследования

 

государственного учреждения дополнительного профессионального образования

«Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Забайкальского края»

по состоянию на 20 января 2023 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Чита


Общие положения

 

Самообследование государственного учреждения дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Забайкальского края» проводилось в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» и Приказа Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013 г.  462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией».

Самообследование проведено на основании приказа директора ГУ ДПО «УМЦ ГОЧС Забайкальского края» от 09.01.2023 комиссией в составе:

Председатель комиссии:

директор ГУ ДПО «УМЦ ГОЧС Забайкальского края» Е.Н.Браунер.

Члены комиссии:

главный бухгалтер Т.А. Самсон,

ст. методист А.С. Казанов,

ст.методист М.Л. Подковыркина,

ведущий специалист по кадрам Г.А. Матафонова,

специалист по учебно-методической работе I категории Ю.А. Лайтнер.  

В процессе самообследования проводилась оценка:

1.              Образовательной деятельности;

2.              Системы управления организации;

3.              Содержания и качества подготовки обучающихся;

4.              Организации учебного процесса;

5.              Качества кадрового обеспечения;

6.              Учебно-методического обеспечения;

7.              Библиотечно-информационного обеспечения;

8.              Материально-технической базы;

9.              Функционирования внутренней системы оценки качества образования;

10.          Анализ показателей деятельности организации.

 

1.     Образовательная деятельность

 

Основной целью деятельности ГУ ДПО «УМЦ ГО ЧС Забайкальского края» (УМЦ) является оказание образовательных услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Забайкальского края по подготовке населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Обучение организуется в соответствии с требованиями федеральных законов «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлений Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. № 1485 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от  чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» (с последующими изменениями), приказов и организационно-методических указаний Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, нормативных правовых актов органов исполнительной власти Забайкальского края.

Для достижения указанной цели УМЦ осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие виды деятельности:

- обучение (плановую подготовку и повышение квалификации) руководителей и специалистов органов исполнительной власти и местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений, специалистов дежурно-диспетчерских служб, руководителей нештатных аварийно-спасательных формирований, работников, осуществляющих обучение в области ГО и защиты от ЧС, а также должностных лиц и работников гражданской обороны, иных лиц, организующих деятельность по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий и содержащихся за счет средств бюджета Забайкальского края, обучаемых в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности;

- содействие Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края в подготовке учителей курса «Основ безопасности жизнедеятельности», преподавателей-организаторов курса БЖД в соответствии с программами обучения;

- оказание методической помощи руководителям курсов гражданской обороны, преподавателям учебных заведений в части организации учебного процесса по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»;

- распространение передового опыта и организацию пропаганды в области ГО, обеспечения пожарной безопасности и защиты населения и территорий от ЧС.

3адачами деятельности УМЦ являются:

1. Организация и осуществление планового повышения квалификации должностных лиц и специалистов гражданской обороны, ТП РСЧС, органов исполнительной власти Забайкальского края, органов местного самоуправления, руководителей и работников организаций и предприятий в области организации и ведения гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также в области обеспечения пожарной безопасности населения;

2. Освоение руководящим составом, специалистами ЕДДС МО и ДДС организаций практических навыков по предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, созданию и обеспечению готовности сил и средств для этих целей;

3. Разработка и распространение среди ОМСУ, организаций и населения учебной и методической литературы, наглядных материалов, по вопросам ГО, защиты от ЧС, пожарной безопасности.

Для реализации образовательного процесса УМЦ разрабатывает и утверждает в установленном порядке:

- План комплектования слушателями на учебный год;

- годовой и месячные планы основных мероприятий;

- образовательные программы;

- план учебной нагрузки преподавателей.

Основным документом, регламентирующим количество и состав обучаемых в УМЦ, является План комплектования слушателями. Он разрабатывается в УМЦ на основании поступивших от ОМСУ заявок, согласовывается с Департаментом по гражданской обороне и пожарной безопасности Забайкальского края, Главным управлением МЧС России по Забайкальскому краю и утверждается Комиссией по чрезвычайным ситуациям Забайкальского края.

   Государственное задание на 2022 год выполнено, обучено 841 должностных лица и специалиста ГО и ТП РСЧС при плановом количестве 837.

   В связи с неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановкой в Забайкальском крае в 2022 году часть занятий первого полугодия на стационаре были переведены в дистанционный формат. На стационаре УМЦ проведено 7 циклов занятий по категориям: «Руководители и специалисты ЕДДС МО и ДДС организаций», «Руководители НАСФ, НФГО и спасательных служб», «Руководители организаций», «Преподаватели ОБЖ», «Председатели и члены КЧС И ОПБ», «Руководители и работники структурных подразделений ОМСУ и организаций, уполномоченных на решение задач в области ГОЧС», «Председатели и члены комиссии ПУФ». Обучено 169 человек.

   Выездным методом обучено 404 человек в 5 муниципальных районах края: Краснокаменском, Хилокском, Калганском, Петровск-Забайкальском и Могочинском.

   Выездное обучение, выполненное в период благоприятной эпидемиологической обстановки, позволило расширить круг обучаемых и получить значительную экономическую эффективность в результате экономии рабочего времени и денежных средств, связанных с проездом и проживанием обучаемых в краевом центре. При этом качество учебного процесса оставалось высоким: во всех районах использовались мультимедиа, проводились лекционные занятия и семинары. Кроме того, специалисты органов местного самоуправления, организаций городских и самых отдаленных сельских поселений получили консультации преподавателей УМЦ по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности, гражданской обороне, возникающие в практической деятельности.

    В целях повышения уровня и совершенствования методов подготовки должностных лиц и специалистов ГО и  ТП РСЧС в УМЦ проводится систематическая работа, в том числе – в области применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

    В 2022 году по дистанционной форме с использованием разработанного в УМЦ электронного учебного комплекса и системы Skype и на платформе Moodle обучено 268 человек (план 249). Это составляет 31,9 % от общего количества обученных и даже превышает рекомендованные МЧС России показатели. Кроме того, на догворной основе обучено 301 человек по Программе повышения квалификации руководителей и работников гражданской обороны, органов управления РСЧС и отдельных категорий лиц, осуществляющих подготовку по программам обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;

    Проведены занятия по отдельным темам учебной программы с персоналом УФССП России по Забайкальскому краю в октябре и ноябре 2022 года. Обучено 64 человека.

    В целях обеспечения пожарной безопасности на территории Забайкальского края обучено 87 руководителей и работников, ответственных за пожарную безопасность в учреждениях и офисах.

В апреле 2022 года совместно с ГУ «Безопасный город» проведено обучение операторского состава «Системы 112» в количестве 39 человек.

    В июне совместно с ГУ «Забайкалпожспас» организована подготовка  нештатных спасателей на воде. Обучено 67 человек из Читинского, Петровск -Забайкальского,     Шилкинского муниципальных районов края, г. Читы, а также работники детских оздоровительных лагерей «Звёздный», «Орлёнок», «Металлург».

Совместно с ГУ МЧС России по Забайкальскому краю сотрудники УМЦ принимали участие в «Месячниках безопасности», проходящих в школах г. Читы в 2022 г.

  Образовательные программы УМЦ составлены на основе примерных программ МЧС России :

- повышения квалификации руководителей и работников гражданской обороны, органов управления РСЧС и отдельных категорий лиц, осуществляющих подготовку по программам обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;

- повышения квалификации для  руководителей организаций, лиц, назначенных руководителем организации ответственными за обеспечение пожарной безопасности,;

- инструкторов по оказанию первой помощи;

-  первоначальной подготовки спасателей.

Образовательные программы разработаны для каждой категории слушателей и определяют содержание, методическое построение, основные вопросы подготовки, распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий.

С марта 2022 года согласно Приказа МЧС России от 05.09.2021г. № 596 внедрена новая Программа повышения квалификации для руководителей организаций, лиц, назначенных руководителем организации ответственными за обеспечение пожарной безопасности. Для этого обновлен образовательный контент, используемый для дистанционного обучения.

В ноябре 2022 года совместно с ГУ МЧС России по Забайкальскому краю и Министерству образования и науки Забайкальского края разработана и внедрена «Программа подготовки нештатных спасателей на воде в государственном учреждении дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Забайкальского края».

Учебные программы утверждаются директором УМЦ.

В зависимости от задач обучения могут быть введены новые программы, изменен объем подготовки действующих программ.

УМЦ обеспечивает в пределах своей компетенции проведение мероприятий по защите сведений, составляющих государственную тайну и иную информацию, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Основными формами повышения квалификации должностных лиц и специалистов системы ГО и ТП РСЧС являются очная форма обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

В УМЦ устанавливаются следующие виды занятий: лекции, семинары,  практические занятия, консультации и самостоятельная работа слушателей.

Обучение заканчивается итоговой аттестацией путем сдачи зачета специально создаваемой комиссии, состав которой утверждается директором УМЦ. Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверения (справки) о повышении квалификации.

Выводы:

1. Организация образовательной деятельности соответствует требованиям действующих нормативных правовых документов Российской Федерации.

          2. Содержание образовательной деятельности обеспечивает надлежащее качество учебного процесса.

2. Система управления

 

Управление УМЦ осуществляет директор Учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации, Забайкальского края и Уставом.

Назначение и увольнение директора УМЦ осуществляется Учредителем по согласованию с Главным управлением МЧС России по Забайкальскому краю.

Директор УМЦ по вопросам, определенным законодательством Российской Федерации и Забайкальского края к его компетенции, действует на принципах единоначалия.

Директор УМЦ выполняет следующие функции и обязанности по организации и обеспечению деятельности УМЦ:

- действует без доверенности от имени УМЦ, представляет его интересы в государственных, судебных органах, предприятиях, организациях;

- в пределах, установленных действующим законодательством, заключает договоры, выдает доверенности;

- в пределах своей компетенции издает приказы, дает указания, являющиеся обязательными для всех работников УМЦ;

- отвечает за штатную дисциплину, определяет обязанности подчиненным и организует контроль исполнения этих обязанностей;

- в пределах своей компетенции решает вопросы приема, увольнения,  предоставления отпусков, применения дисциплинарных взысканий и поощрений к работникам УМЦ;

- разрешает служебные командировки по территории Забайкальского края, а также за его пределами;

- ежегодно готовит и представляет на утверждение учредителю План финансово-хозяйственной деятельности учреждения;

- планирует мероприятия по поддержанию и совершенствованию готовности УМЦ к выполнению задач по предназначению, добивается их выполнения;

- обеспечивает предоставление по требованию уполномоченных органов всей необходимой информации и документации, связанной с деятельностью УМЦ, в соответствии с законодательством;

- организует мероприятия по проведению работ, направленных на улучшение условий труда, качества проведения технического обслуживания и ремонта техники, экономии материальных средств в УМЦ.

УМЦ при использовании субсидии на выполнение государственного задания обязано:

- своевременно подавать кассовый прогноз или иные документы, подтверждающие право на получение субсидии;

- эффективно использовать субсидии в соответствии с их целевым назначением;

- своевременно представлять отчет и иные сведения об использовании субсидий на выполнение государственного задания.

Учредитель осуществляет:

- определение задания по предоставлению государственных услуг для УМЦ с учетом нормативных затрат;

- планирование бюджетных ассигнований на оказание государственной услуги УМЦ;

- заключение трудового договора с директором УМЦ;

- утверждение штатного расписания УМЦ;

- утверждение структуры УМЦ.

Для рассмотрения основных вопросов учебной, методической и научно-практической работы УМЦ создается представительный орган - Учебно-методический совет УМЦ под председательством директора. Совет создается в качестве совещательного органа.

В состав Учебно-методического совета входят директор УМЦ, старший методист, педагогический персонал. Состав и численность учебно-методического совета объявляется приказом директора УМЦ.

Мероприятия плана работы учебно-методического совета включаются в годовой и месячные планы работы УМЦ. Решения заседания совета оформляются протоколами, которые подписываются председателем и секретарем совета.

На Учебно-методический совет УМЦ возлагается рассмотрение:

- проектов учебных программ, учебных планов и планов мероприятий УМЦ на год;

- состояния учебной, методической и научно-практической работы;

- учебных и учебно-методических разработок;

- состояния повышения квалификации педагогических кадров;

- состояния и перспективы развития учебно-материальной базы;

- вопросов редакционной и издательской деятельности.

Контроль за организацией образовательного процесса и качеством обучения в УМЦ осуществляется по соответствующим планам при методическом руководстве Главного управления МЧС России по Забайкальскому краю. Ежемесячно УМЦ представляет отчеты по обучению в Департамент по гражданской обороне и пожарной безопасности Забайкальского края и в ГУ МЧС России по Забайкальскому краю.

Выводы:

Структура УМЦ и система его управления обеспечивают выполнение функций учреждения в соответствии с действующим законодательством.

3. Содержание и качество подготовки обучающихся

 

Содержание и качество подготовки обучающихся определяются степенью соответствия организации подготовки положениям нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере образования.

В ходе оценки содержания и качества подготовки слушателей проведена оценка степени соответствия имеющейся в УМЦ планирующей документации требованиям нормативных актов в области повышения квалификации специалистов. Проведен анализ дополнительных профессиональных программ, оценка учебно-методических комплексов.

Программы обучения в УМЦ разработаны на основании Примерных программ обучения, утвержденных Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В программах учтены указания Правительства Забайкальского края по организации обучения населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, заложен принцип модульно-компетентностного подхода к обучению.

В               программах изложены цели подготовки различных категорий обучаемых, предусматривающие совершенствование знаний и умений по организации мероприятий гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, формирование готовности и способности использовать полученные знания в интересах защиты населения, материальных и культурных ценностей и территорий от опасностей мирного и военного времени в соответствии с занимаемыми должностями.

Учебный материал и планы проведения занятий проанализированы, проверены, их содержание соответствует целям занятий. Занятия проводятся без срывов в соответствии с расписанием занятий.

В период подготовки осуществляется текущий контроль знаний в ходе занятий и итоговый контроль, осуществляемый комиссией во время зачета. Зачет проводится по вопросам, отражающим содержание программы  обучения.

Текущий и итоговый контроль слушателей позволяют выявить фактический уровень знаний, умений, навыков, качеств обучаемых по реализуемым образовательным программам. Итоги подготовки слушателей обсуждаются на заседаниях Учебно-методического совета.

Анализ качества подготовки обучаемых свидетельствует о достаточно хорошем уровне подготовки обучаемых. Все обучаемые успешно прошли итоговую аттестацию, случаев отчисления по неуспеваемости нет.

Выводы:

              1. Содержание подготовки обучающих соответствует требованиям нормативных правовых актов.

              2. Качество подготовки обучающихся в основном соответствует целям и задачам, изложенным в дополнительных профессиональных программах.

4. Организация учебного процесса

 

Учебный процесс организован на основании действующей лицензии на ведение образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования. Обучение осуществляется по дополнительным профессиональным программам:

- программа повышения квалификации руководителей и работников ГО, ОУ РСЧС и отдельных категорий лиц, осуществляющих подготовку по программам обучения в области ГО и защиты от ЧС в ГУ ДПО «УМЦ ГОЧС Забайкальского края» (16 -72 ч.);

- программа первоначальной подготовки спасателей в ГУ ДПО «УМЦ ГОЧС Забайкальского края» (146 ч.);

- программа первоначальной подготовки спасателей в ГУ ДПО «УМЦ ГОЧС Забайкальского края» (114 ч.);

-программа повышения квалификации для  руководителей организаций, лиц, назначенных руководителем организации ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе в обослобленных структурных подразделениях организации в ГУ ДПО «УМЦ ГОЧС Забайкальского края» (24-26 ч.);

- программа обучения персонала дежурно-диспетчерских служб в рамках функционирования системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в ГУ ДПО «УМЦ ГОЧС Забайкальского края» (36 ч.).,

- программа обучения персонала дежурно-диспетчерских служб в рамках функционирования системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в ГУ ДПО «УМЦ ГОЧС Забайкальского края» (76 ч.).,

       - программа обучения инструкторов по оказанию первой помощи в ГУ ДПО «УМЦ ГОЧС Забайкальского края» (16 час).

       - программа подготовки нештатных спасателей на воде в ГУ ДПО «УМЦ ГОЧС Забайкальского края» (14 ч.);

Организация учебного процесса по всем образовательным программам регламентируется учебными планами, учебно-методическими комплексами и расписаниями занятий.

К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие высшее и среднее профессиональное образование.

На каждую учебную группу на основании дополнительных профессиональных программ составляются расписания занятий, которые доводятся до обучаемых и преподавателей. Образовательная деятельность УМЦ предусматривает следующие виды учебных занятий: лекции, семинары и практические занятия, консультации, выездные занятия. Предусмотрена самостоятельная подготовка слушателей.

На каждую учебную группу ведутся журналы учета занятий, зачетные ведомости, изданы приказы руководителя Учреждения о зачислении слушателей на обучение и завершение обучения.

Итоговая аттестация проводится комиссией Учреждения в виде зачета без оценки. Лицам, успешно освоившим дополнительные профессиональные программы и прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

После завершения обучения каждой учебной группы проводится изучение мнения обучаемых о качестве организации обучения и содержании учебного материалы. Отзывы, в основном, положительные, все предложения и замечания анализируются для внесения необходимых корректив в образовательный процесс.

Выводы:

1.              Организация учебного процесса соответствует положениям нормативных правовых актов.

2.              Необходимо усилить взаимодействие с уполномоченными по ГО МО по выполнению плана комплектования в части обучения слушателей на стационаре.

 

5. Качество кадрового обеспечения

Кадровый состав УМЦ имеет большой потенциал для решения задач, стоящих перед Учреждением по ведению образовательной деятельности и выполнения административно-хозяйственной деятельности.

          В УМЦ в 2022 году работают 16 работников, в том числе: 1 директор; 1 главный бухгалтер; 5 педагогических  работников, 2 старших методиста; 7 работников из числа основного и вспомогательного персонала.

Сотрудники Учреждения имеют:

1. Уровни образования:

а)  высшее - 15 сотрудников, в том числе:

1 директор;  1 главный бухгалтер, 5 педагогических работников, 2 старших методиста;  6 работников основного состава;

б) средне - специальное образование - 1 работник.

Квалификационные категории:

г)  100% руководителей и преподавателей имеют квалификационные  характеристики, соответствующие установленным требованиям и прошли в установленном порядке повышение квалификации.

 

2. Стаж работы в УМЦ приведен в Таблице 1.

                                                                                                               Таблица 1

Общий стаж

Всего

В том числе

Руководители

Педагогические работники

Учебно-вспом., адм.-хозяйств. персонал

01-03 лет

2

 

 

2

05-10 лет

8

 

2

6

10-15 лет

3

1

2

 

15-20 лет

3

1

1

1

Более 20 лет

 

 

 

 

 

Выводы:

1. Сотрудники Учреждения имеют  достаточно высокую квалификацию.

2. Педагогические работники имеют высокий уровень  методической и психолого-педагогической подготовки.

6. Учебно-методическое обеспечение

Учебно-методическое обеспечение организовано в соответствии с положениями Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 1.07.2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» и осуществляется комплексно, включает в себя разработку и создание системы нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых для реализации образовательного процесса.

       Методическая работа является важнейшим видом деятельности учреждения. Основными видами деятельности являются:

- разработка и обсуждение рабочих учебных программ и учебных планов;

- разработка, обсуждение и утверждение учебно-методических материалов, необходимых для проведения обучения;

- изучение и внедрение новых технологий обучения;

- пробные, открытые и показные занятия;

- заседания Учебно-методического совета.

       По «Плану работы ГУ ДПО УМЦ ГОЧС Забайкальского края на 2022 год» подготовлено 53 учебно-методических разработки  для проведения лекций, семинаров, тренировок и комплексных занятий по Программе курсового обучения должностных лиц и работников ГО и РСЧС, в том числе для дистанционного обучения.

В соответствии с новой Программой повышения квалификации для  руководителей организаций, лиц, назначенных руководителем организации ответственными за обеспечение пожарной безопасности, полностью переработан образовательный контент для дистанционного обучения, размещенный на платформе Moodle.

В учебные материалы внесены изменения, касающиеся нормативно-правовых актов в области ГО, ЧС и ПБ, чрезвычайных ситуаций, произошедших на территории Забайкальского края.

Учебно-методические разработки хранятся на бумажных и электронных носителях. Значительная часть информационных ресурсов, используемых в образовательной деятельности, представлена в электронном виде.

Учебно-методические разработки, выполненные в 2022 году, рассмотрены и утверждены на заседаниях Учебно-методического совета УМЦ.

 Доступ к электронным информационным ресурсам обеспечивает компьютерная сеть учреждения.

Выводы:

Учебно-методическое обеспечение соответствует положениям нормативных правовых актов, обеспечивает качество подготовки обучаемых. Используются интерактивные средства обучения при проведении занятий.

7. Библиотечно-информационное обеспечение

 

Цель библиотечно-информационного обеспечения -  способствовать повышению качества учебной деятельности посредством создания реальной и опережающей модели образовательного процесса, обеспечения максимального доступа к значимой и актуальной информации, предоставления библиотечно-информационных услуг на базе современных информационно-коммуникационных технологий всем категориям читателей.

В УМЦ  имеется полная нормативно-правовая база по вопросам гражданской обороны, пожарной безопасности, чрезвычайных ситуаций, безопасности на воде как федерального, так и регионального уровня, которая постоянно пополняется по системе «Гарант». Нормативно-правовые акты представлены как в бумажном, так и в электронном виде.

 Учебники и учебные пособия, учебно-методические материалы, издания Института риска и безопасности, «Наука-центр», «Пирант» и др., «Энциклопедия безопасного поведения в современном мегаполисе», мультимедийные пособия по курсу ОБЖ и БЖД.

Имеются обучающие электронные программы для преподавателей, слушателей УМЦ «Пожарная безопасность», «Первая доврачебная помощь». «Взрывы и пожары», «Наводнения», «Лесные пожары», «Землетрясения».

Фильмотека УМЦ включает более 100 учебных и документальных фильмов, учебные мультфильмы для детей. Преподаватели УМЦ используют в учебном процессе учебные фильмы и отдельные фрагменты документальных фильмов.

В течение года распространено 253 экземпляра плакатов по различной тематике и 2103 методических рекомендации (учебных пособий) в помощь специалистов ГО и ТП РСЧС Забайкальского края.

В 2022 году специалисты УМЦ подготовили материалы и дали интервью для 4 выступлений на телевидении Забайкальского края.

 

Выводы:

 

Библиотечно-информационное обеспечение в основном соответствует положениям нормативных правовых актов, способствует повышению качества учебной деятельности.

 

8. Материально-техническая база

 

Учебно-материальная база ГУ ДПО «УМЦ ГОЧС Забайкальского края» соответствует требованиям рекомендаций по составу и содержанию учебно-материальной базы субъекта РФ для обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и РСЧС, а также населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, разработанных ФГУ ВНИИ ГОЧС, и позволяет осуществлять учебный процесс подготовки должностных лиц и специалистов гражданской обороны и ТП РСЧС, а также проводить мероприятия по пропаганде знаний качественно, на современном уровне.

Материально-техническая база, которая включает в себя четыре учебные аудитории для подготовки должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. УМЦ в составе своей учебно-материальной базы имеет 4 учебных класса: класс оперативно-тактической подготовки; класс  защиты населения; класс безопасности жизнедеятельности, учебный класс в пгт. Агинское.

Учебные классы  УМЦ оснащены удобной мебелью, современными компьютерами, мультимедиа, оборудованы учебными стендами, манекенами-тренажерами, витринами средств защиты. Учебные классы обеспечивают необходимый уровень проведения занятий по всем программам подготовки обучаемых.

Все занятия, как на стационаре, так и выездным методом, преподаватели УМЦ проводят с использованием мультимедиа. Для этого в УМЦ имеется достаточное количество ноутбуков и проекторов.

Для проведения практических занятий по программе подготовки должностных лиц и специалистов ГО и ТП РСЧС заключен договор на использование защитного сооружении Бурятского филиала ПАО «Ростелеком». Практические занятия с руководителями ЕДДС проводятся в ЦУКС Забайкальского края. Практическая часть программы подготовки операторов системы 112 – в ГУ «Безопасный город» в классе, оборудованном автоматизированными рабочими местами операторов ЦОВ.

На страницах официального сайта УМЦ размещена информация об учреждении, перечень образовательных услуг, порядок их оказания, план подготовки должностных лиц и специалистов ГО и ТП РСЧС Забайкальского края и другое в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 20.10.2021 г. № 1802 и Приказом Министерства образования и науки РФ от 22.10.2018 г. № 785.

Выводы:

 

1. Учебно-материальная база УМЦ в основном обеспечивает качество учебного процесса.

2. Необходимо продолжать совершенствование учебно-материальной базы УМЦ.

9. Функционирование внутренней системы оценки качества образования

 

В УМЦ имеется внутренняя система оценки качества образования, которая имеет целью совершенствование организации образовательного достижения на основе обеспечения соответствия результатов освоения образовательных программ обучаемыми современным требованиям к деятельности должностных лиц и специалистов ГО и ТП РСЧС.

В качестве критериев качества образования выступают: результаты освоения обучающимися образовательных программ; удовлетворенность обучающихся качеством программ и результатов обучения; рост числа заявок на обучение по инициативе руководителей организаций всех форм собственности, городских округов, муниципальных районов.

По результатам итогового контроля все обучаемые оценены положительно. Обучаемых, не допущенных к сдаче итогового контроля по неуспеваемости нет. Результаты опроса обучаемых свидетельствуют о высокой степени удовлетворенности качеством обучения в УМЦ.

Обязательным элементом оценки качества подготовки является контроль занятий, который регулярно проводится директором УМЦ.

Повышению качества образования способствует привлечение к проведению занятий с должностными лицами и специалистами ГО и ТП РСЧС сотрудников Департамента по гражданской обороне и пожарной безопасности, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю; с операторами ЦОВ системы 112 – специалистов ГУ «Безопасный город» и Департамента ГОПБ  Забайкальского края.

 

Материалы размещены на официальном сайте УМЦ. В зависимости от результатов тестирования вырабатываются индивидуальные рекомендации слушателям по изучению тем, возможно уточнение расписания занятий. Постепенно происходит индивидуализация обучения.

 

Выводы:

 

Внутренняя система оценки качества образования УМЦ, в основном соответствует требованиям нормативных правовых актов.

 

11.Анализ показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию

 

Показатели деятельности организации дополнительного профессионального образования, подлежащей самообследованию, утверждены Приказом Министерства образования и науки РФ от 10 декабря 2013 года №1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию» с изменениями и дополнениями от 03.11.2022 г. (Приложение 1).

Общие выводы по результатам самообследования

 

Анализ организационно-правового обеспечения образовательной деятельности показал, что образовательная деятельность организована в соответствии с действующим законодательством с учетом Плана комплектования УМЦ.

В 2022 году возросло количество обученных по дистанционной форме обучения.

В наличии нормативная и организационно-распорядительная документация, которая соответствует действующему законодательству, нормативным положениям в системе дополнительного профессионального образования.

Структура и система управления учреждением соответствует нормативным требованиям.

Организация образовательной деятельности соответствует требованиям действующих нормативных правовых документов Российской Федерации. Содержание образовательной деятельности обеспечивает качество учебного процесса.

Структура ГУ ДПО «УМЦ ГОЧС Забайкальского края» и система его управления обеспечивают в основном выполнение функций учреждения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Содержание подготовки обучающих в основном соответствует требованиям нормативных правовых актов. Качество подготовки обучающихся в основном соответствует целям и задачам, изложенным в дополнительных профессиональных программах.

Качество кадрового обеспечения учебного процесса соответствует положениям нормативных правовых актов.

Организация учебного процесса соответствует положениям нормативных правовых актов. Имеются документы, подтверждающие организацию учебного процесса. Оценка степени освоения слушателями учебных программ в ходе самообследования, проведенная с помощью различных технологий, подтвердила объективность полученных результатов и достаточный уровень знаний слушателей.

Организация итоговой аттестации обеспечивает объективность результатов итоговых испытаний. Уровень итоговой аттестации подтверждает соответствие знаний и умений слушателей объему и содержанию программ повышения квалификации.

Все образовательные программы обеспечены учебно-методическими комплексами, представленными в электронном виде и на бумажных носителях. Доступ к электронным библиотечным системам, а также уровень библиотечного обслуживания соответствует действующим требованиям.

Повышение квалификации преподавательского состава носит системный характер, охватывает весь педагогический состав, регламентируется необходимыми нормативными документами.

Результаты самообследования показывают, что состояние образовательной деятельности в целом соответствует предъявляемым требованиям.

ГУ ДПО «УМЦ ГОЧС Забайкальского края» располагает необходимой материально-технической базой, которая по состоянию и степени её развития соответствует лицензионным требованиям по реализуемым программам.

Результаты проведенного самообследования по всем направлениям деятельности показали, что содержание, уровень и качество обучения, условия ведения образовательного процесса соответствуют предъявляемым требованиям к уровню и качеству знаний, умений и навыков должностных лиц и специалистов, повышающих квалификацию в ГУ ДПО «УМЦ ГОЧС Забайкальского края».

Проведенное самообследование подтвердило готовность УМЦ к лицензионной и внешней экспертизе соответствия качества и содержания образования.

Рекомендации:

По итогам самообследования комиссия рекомендует:

1. Обеспечить высокое качество повышения квалификации (подготовки и обучения) должностных лиц и специалистов ГО и ТП РСЧС.

2. Совершенствовать методическую работу в УМЦ, основные усилия направить на создание учебно-методических разработок по Программе повышения квалификации для руководителей организаций, лиц,  назначенных руководителем организации ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

3. Развивать формы и методы, используемые в  учебном процессе, в том числе по одному из приоритетных направлений деятельности РСЧС – дистанционному обучению.

4. Развивать и совершенствовать материально-техническую базу.

Самсон Т.А.

Казанов А.С.

Подковыркина М.Л.

Матафонова Г.В.

Лайтнер Ю.А.

20 января 2023 г.


Приложение 1

Показатели
самообследования деятельности ГУ ДПО

«УМЦ ГОЧС Забайкальского края»

за 2022 год
 

N п/п

Показатели

Единица измерения

Результат

1.

Образовательная деятельность

1.1

Численность/удельный вес численности слушателей, обучившихся по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации, в общей численности слушателей, прошедших обучение в образовательной организации

человек/%

841/100,4

1.2

Численность/удельный вес численности слушателей, обучившихся по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки, в общей численности слушателей, прошедших обучение в образовательной организации

человек/%

-

1.3

Численность/удельный вес численности слушателей, направленных на обучение службами занятости, в общей численности слушателей, прошедших обучение в образовательной организации за отчетный период

человек/%

-

1.4

Количество реализуемых дополнительных профессиональных программ, в том числе:

единиц

8

1.4.1

Программ повышения квалификации

единиц

8

1.4.2

Программ профессиональной переподготовки

единиц

-

1.5

Количество разработанных дополнительных профессиональных программ за отчетный период

единиц

1

1.5.1

Программ повышения квалификации

единиц

-

1.5.2

Программ профессиональной переподготовки

единиц

-

1.6

Удельный вес дополнительных профессиональных программ по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий в общем количестве реализуемых дополнительных профессиональных программ

%

-

1.7

Удельный вес дополнительных профессиональных программ, прошедших профессионально-общественную аккредитацию, в общем количестве реализуемых дополнительных профессиональных программ

%

-

1.8

Численность/удельный вес численности научно-педагогических работников, имеющих ученые степени и (или) ученые звания, в общей численности научно-педагогических работников образовательной организации

человек/%

2/40

1.9

Численность/удельный вес численности научно-педагогических работников, прошедших за отчетный период повышение квалификации или профессиональную переподготовку, в общей численности научно-педагогических работников

человек/%

-

1.10

Численность/удельный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в общей численности педагогических работников, в том числе:

человек/%

-

1.10.1

Высшая

человек/%

-

1.10.2

Первая

человек/%

-

1.11

Средний возраст штатных научно-педагогических работников организации дополнительного профессионального образования

лет

61

1.12

Результативность выполнения образовательной организацией государственного задания в части реализации дополнительных профессиональных программ

%

100

2.

Научно-исследовательская деятельность

2.1

Количество цитирований в индексируемой системе цитирования Web of Science в расчете на 100 научно-педагогических работников

единиц

-

2.2

Количество цитирований в индексируемой системе цитирования Scopus в расчете на 100 научно-педагогических работников

единиц

-

2.3

Количество цитирований в РИНЦ в расчете на 100 научно-педагогических работников

единиц

-

2.4

Количество статей в научной периодике, индексируемой в системе цитирования Web of Science в расчете на 100 научно-педагогических работников

единиц

-

2.5

Количество статей в научной периодике, индексируемой в системе цитирования Scopus в расчете на 100 научно-педагогических работников

единиц

-

2.6

Количество публикаций в РИНЦ в расчете на 100 научно-педагогических работников

единиц

-

2.7

Общий объем НИОКР

тыс. руб.

-

2.8

Объем НИОКР в расчете на одного научно-педагогического работника

тыс. руб.

-

2.9

Удельный вес доходов от НИОКР в общих доходах образовательной организации

%

-

2.10

Удельный вес НИОКР, выполненных собственными силами (без привлечения соисполнителей), в общих доходах образовательной организации от НИОКР

%

-

2.11

Количество подготовленных печатных учебных изданий (включая учебники и учебные пособия), методических и периодических изданий, количество изданных за отчетный период

единиц

-

2.12

Количество проведенных международных и всероссийских (межрегиональных) научных семинаров и конференций

единиц

-

2.13

Количество подготовленных научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации за отчетный период

человек

-

2.14

Численность/удельный вес численности научно-педагогических работников без ученой степени - до 30 лет, кандидатов наук - до 35 лет, докторов наук - до 40 лет, в общей численности научно-педагогических работников

чел./%

-

2.15

Число научных журналов, в том числе электронных, издаваемых образовательной организацией

единиц

-

3.

Финансово-экономическая деятельность

3.1

Доходы образовательной организации по всем видам финансового обеспечения (деятельности)

тыс. руб.

7945,8

3.2

Доходы образовательной организации по всем видам финансового обеспечения (деятельности) в расчете на одного научно-педагогического работника

тыс. руб.

2447,8

3.3

Доходы образовательной организации из средств от приносящей доход деятельности в расчете на одного научно-педагогического работника

тыс. руб.

307,4

4.

Инфраструктура

4.1

Общая площадь помещений, в которых осуществляется образовательная деятельность, в расчете на одного слушателя, в том числе:

кв. м.

170

4.1.1

Имеющихся у образовательной организации на праве собственности

кв. м.

-

4.1.2

Закрепленных за образовательной организацией на праве оперативного управления

кв. м.

-

4.1.3

Предоставленных образовательной организации в аренду, безвозмездное пользование

кв. м.

170

4.2

Количество экземпляров печатных учебных изданий (включая учебники и учебные пособия) из общего количества единиц хранения библиотечного фонда, состоящих на учете, в расчете на одного слушателя

единиц

3

4.3

Количество электронных учебных изданий (включая учебники и учебные пособия)

единиц

80

4.4

Численность/удельный вес численности слушателей, проживающих в общежитиях, в общей численности слушателей, нуждающихся в общежитиях

%

-

Памятки для населения

как не заблудиться в лесу

как не заблудиться в лесу

Безопасность на воде

Безопасность на воде

Действия при пожаре

Лесные пожары

Лесные пожары

      ©ГУ ДПО "УМЦ ГО и ЧС по Забайкальскому краю", 2013

Яндекс.Метрика
Программа управления сайтами - CMS SiteEdit